Как говорят, покупатель всегда прав! Мы с вами все покупатели. И неважно, что мы покупаем. Это может быть не только покупка каких-то продуктов питания или товаров для дома. Покупателями или потребителями мы являемся каждый раз, когда пользуемся какими-либо услугами. Это может быть посещение поликлиники, пребывание ребенка в детском дошкольном учреждении или школе, покупка туристической путевки, оплата коммунальных услуг, покупка недвижимости т.д.
Так что же нужно знать потребителю, чтобы правильно действовать в случае нарушения его прав?
Запомните несколько простых правил, соблюдая которые вы избежите многих неприятностей.
Правило 1: Знайте, Закон обязывает продавца, изготовителя и исполнителя предоставлять потребителю полную и достоверную информацию. Внимательно изучите сопроводительную документацию (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации), сведения на этикетке. Помните, что эта информация должна быть обязательно на русском языке.
В тех случаях, когда вы покупаете хорошо известные товары: молоко, кондитерские изделия, консервы, расфасованные колбасные изделия, соки и т.д. — обязательно смотрите, не закончились ли сроки их реализации (сроки годности). Никогда не покупайте товар, срок реализации (срок годности) которого истек, даже если его вам предлагают по сниженной цене. Это прямое нарушение Закона продавцом, последствие которого может стать отравление или иное серьезное заболевание.
Правило 2: Помните, что вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и сразу никогда не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата продажи. Обязательно посмотрите на оформление документа: наличие в нем информации о названии фирмы (предприятия), её адрес, печать, подписи, убедитесь в том, что название магазина, где вы совершаете покупку, соответствует названию в заполненных и передаваемых вам документах. Если позже с приобретенным вами товаром возникнут неприятности, наличие этих документов (хотя по Закону их отсутствие не является основанием для отказа вам в законной претензии) поможет без лишних проблем возместить стоимость товара или обменять его на другой.
Правило 3: Учтите, если все же возник конфликт, не нужно суетиться и кидаться из одной крайности в другую — есть определённая последовательность действий, которой следует придерживаться. Здесь очень важно грамотно, со знанием своих законных прав вести разговор с представителями организации и, прежде всего, правильно оформить претензию, в которой должны быть четко изложены суть дела и ваши требования. В претензии должны быть указаны:
– наименование организации, ее адрес;
– Ф.И.О. заявителя, его адрес и телефон;
– суть вопроса (описание сложившейся ситуации);
– конкретные требования (вернуть деньги, заменить товар и т.д.);
– сроки удовлетворения этих требований. Можно предупредить, что в случае отказа в удовлетворении ваших требований, вы обратитесь в суд за защитой своих прав.
Претензию обязательно надо подать в письменном виде (в 2-х экземплярах) и потребовать от представителя продавца сделать отметку о приеме на втором экземпляре, который останется у вас. Если вам откажут в этом, то претензию надо будет направить продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. Именно с даты, указанной в уведомлении о вручении, будут отсчитываться сроки удовлетворения вашего требования, установленные законом. Не забывайте, что ваша опора — это Закон «О защите прав потребителей», а также конкретизирующие и дополняющие его правила торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.
В Законе чётко определен перечень требований, которые могут быть предъявлены потребителем, если ему продан товар ненадлежащего качества. Он вправе по своему выбору потребовать:
- замены на товар той же марки (модели, артикула),
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены,
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, при этом по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Этот порядок действует в том случае, если не закончился гарантийный срок на товар. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявлять указанные требования, если недостатки товара обнаружены в пределах двух лет со дня передачи его потребителю, и если он сумеет доказать, что их причины возникли до передачи товара ему.
А что делать, если продавец (индивидуальный предприниматель) отказывается исполнить ваше законное требование, изложенное в претензии, или тянет с его выполнением? Тогда можно обратиться в суд, где, в случае удовлетворения вашего иска, продавец по решению суда выполнит ваше требование, а также судом может быть назначена выплата неустойки за время неисполнения вашего требования и/или возмещение морального вреда.
Но при этом нужно помнить, что если решение будет не в вашу пользу, то вы должны будете оплатить судебные издержки продавца. В случае, если вы выиграете суд, то соответственно все ваши расходы на адвоката, проезд и т.д., подтверждённые документально (договором, билетами на проезд и т.д.), оплатит продавец.
Правило 4: А что делать, если вы сами не можете составить претензию или не знаете, как поступить в той или иной ситуации? Тогда можно обратиться в администрацию района, где функции по консультированию граждан по защите прав потребителей возложены на юридический отдел администрации Белозерского муниципального района, по адресу: г. Белозерск, ул. Фрунзе, д. 35, оф. № 20, тел. 2-29-66.