Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства органами местного самоуправления в части принятия ими мер по наполнению доходной части бюджетов, законности расходования бюджетных средств на природоохранные мероприятия.
Установлено, что органами местного самоуправления муниципальных образований Вологодской области принимаются долгосрочные муниципальных программы регулирующие вопросы охраны окружающей среды и природопользования.
Положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по каждой долгосрочной целевой программе (в том числе муниципальной) ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы.
Кроме того, Бюджетным кодексом Российской Федерации также предусмотрено проведение экспертизы муниципальных долгосрочных целевых программ органами муниципального финансового контроля.
Однако, в ходе проведения проверки установлено, что администрацией Климовского сельского поселения Череповецкого муниципального района; городского поселения Чебсарское, Юроченского сельского поселения и Сиземского сельского поселения Шекснинского муниципального района; сельского поселения Санинское, сельского поселения Пяжозерское, сельского поселения Тороповское, городского поселения Бабаево Бабаевского муниципального района и Майского сельского поселения Вологодского муниципального района игнорируются требования вышеназванного законодательства в части проведения оценки эффективности реализации долгосрочных муниципальных программ, отдельными муниципальными образованиями не приняты нормативные правовые акты устанавливающих критерии оценки муниципальных программ.
Кроме того, органами муниципального финансового контроля в отношении указанных поселений не проведена экспертиза муниципальных долгосрочных целевых программ.
По фактам выявленных нарушений Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в адреса глав муниципальных образований внесено 11 представлений об устранении нарушений закона.
В 2017 году Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Вологодской области, Северо-Западного управления Росрыболовства, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, во взаимодействии с линейными отделами полиции проведено обследование территории водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых полос водных объектов: Рыбинского и Шекснинского водохранилищ, Белого, Онежского, Кубенского озер, рек Шексны, Ягорбы, Тошни, Вологды и иных водных объектов, расположенных на территории Вологодской области, поднадзорной прокуратуре. Всего в результате проведенных рейдов было обследовано более 30 тыс. км. водоохранных зон, прибрежных защитных полосы и береговых полос.
По результатам проведенных обследований выявлены многочисленные нарушения статей 6 и 65 Водного кодекса РФ, выражающиеся в нарушении режима использования водоохранных зон и прибрежных защитных полосы, а также ограничении свободного доступа к водным объектам и их береговым полосам.
В частности, прокуратурой выявлялись факты незаконного формирования и предоставления в частную собственность земельных участков в границах береговой полосы и акватории водных объектов, расположенных в федеральной собственности.
В период с января по февраль 2017 года на правом берегу реки Тошня на земельном участке в районе дер. Новое Вологодского района в границе прибрежной защитной полосы реки проводились земляные работы, выразившиеся в выемки грунта из старицы реки и перемещении его во временные отвалы. Суммарный ущерб водным биологическим ресурсам от проведенных земельных работ составил 1 094 704 руб. По данному факту по постановлению прокурора возбуждено уголовное дело.
Кроме того, в границах земельного участка расположен водоем, который имеет гидравлическую и гидрологическую связь с р. Тошня, является единым водным объектом. Как следствие, земельный участок не может находиться в частной собственности.
По данному факту в суд направлен иск о признании недействительными результатов межевания земельного участка, который рассмотрен, дело прекращено в виду добровольного удовлетворения требований прокурора.
Кроме того, установлены многочисленные нарушения водного и земельного законодательства, выражающиеся в ограничении свободного доступа к водным объектам и их береговым полосам, нарушению установленного специального режима использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос гражданами.
По всем указанным фактам прокуратурой направлены информации в Управление Росприроднадзора по Вологодской области и Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. В настоящий момент указанными органами проводятся проверки по всем выявленным фактам нарушений закона, виновные лица привлекаются к административной ответственности.