Кажется, это было совсем недавно: в городе узнали, что на базе помещений начальной школы в валу, открылось дошкольное учреждение – детский сад №1 «Радуга». За 8 прошедших лет оно укрепило свою материально-техническую базу и методический потенциал. И в настоящее время является одной из базовых площадок департамента образования области по внедрению федеральных государственных стандартов в дошкольном образовании. Недавно в рамках этой деятельности в «Радуге» состоялось плановое заседание методического объединения педагогов района по теме «Способы поддержки детской инициативы в образовательном пространстве детского сада». Педагогический коллектив «Радуги» поделился своими наработками с коллегами из других детских садов.
Объявив тему встречи, руководитель объединения Н.С.Рассолова, предоставила слово заведующей детским садом №1 М.А.Никифоровой и старшему воспитателю Г.Н.Мажоровой. Они рассказали о том, какие технологии развития инициативности у детей, применяют в своей работе с дошколятами. Одной из таких инновационных технологий является «Клубный час» Н.П. Гришаевой (автор). Как пояснила Галина Николаевна, «Клубный час» – это одна из активных форм занятий, в процессе которых развиваются дошколята, получая возможность проявить свою инициативу, индивидуальность, сделать выбор в пользу интересующего занятия, расширить границы общения.
Она отметила: «Во время «Клубного часа» наши дети становятся не гостями, а хозяевами детского сада. Данная технология предоставляет свободу выбора детьми деятельности, её участников, создает условия для принятия детьми решений,выражения своих чувств и мыслей, имеет свои правила – ограничения в виде звуковых и зрительных сигналов. И, что самое важное, способствует произвольной регуляции поведения и деятельности, самоконтроля дошкольников. Она охватывает всё образовательное пространство учреждения, в него включаются все работники, родители и социальные партнёры».
Что такое клубный час, участники семинара увидели своими глазами, следуя от одной площадки к другой. На площадке «Юные исследователи» дети занимались на тему «Как создать радугу» с педагогом Н.А.Фредериксен и папой М.А.Ганичевым, в студии творчества по изготовлению цветов из разноцветных полосок их встречала педагог Г.Л. Максимова и мама Л.А. Кривчанская. А в подготовительной группе была устроена кулинарная мастерская: здесь дети с воспитателем О.А.Кадуличевой и мамой Е.А.Демичевой трудились над «Радужным» печеньем. Ребята, выбравшие занятие «Заборчик для огорода на окне» в столярной мастерской А.В.Каршилова, работали с молотком и гвоздями.
Некоторые девочки поспешили в методический кабинет, так как на время клубного часа (с мамой Ю.Л. Войновой) он стал гримеркой под названием «Аквагрим «Радуга». Также дети выбирали творческие площадки, где работали педагоги Л.П.Ракитина, Е.Н.Семёнова, А.В.Климова, Р.Е.Медведева, О.В.Игнатович: занимались аппликациями, рисованием праздничных открыток, играми на развитие сенсорики, эмоционально раскрепощались в радужном сухом бассейне, приходили в качестве волонтёров к малышам вместе с ними поиграть В музыкальную гостиную дети пришли, чтобы вместе с музыкальным руководителем О.П.Сергеевой готовить концертные номера. И даже фойе было задействовано: здесь можно было поиграть с разноцветными волчками!
Часовая программа творческих площадок завершилась. Дети в своих группах с воспитателем обсудили события Клубного часа. А педагоги обменялись впечатлениями. Вот какие прозвучали отзывы: «Клубный час показал, что дети очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Они легко усваивают, что такое клубный час… и намечают, как его лучше провести».
«Клубный час доказал, что пяти- и шестилетки не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы, самое интересное, что во время проведения клубного часа никто не балуется и никто не бегает. Дети стараются выполнять правила поведения». «Интересный опыт работы с детьми в соответствие с новыми подходами. Замечательная возможность воочию увидеть инновационные технологии в практике детского сада ».
В результате систематического применения данной технологии у детей, по мнению воспитателей, произошли следующие изменения. Они с большим желанием стремятся в детский сад, вследствие разновозрастного общения дети стали более открытыми, уверенными в себе, дружелюбными, самостоятельными,понизилась конфликтность , а уровень дисциплины в группах повысился. По мнению детей, такие занятия очень им интересны, они ждут с нетерпением следующих.
В этот день педагогический коллектив детского сада №1 познакомил своих коллег ещё и с другими инновационными технологиями, которые использует в работе с дошкольниками. Например, с такой технологией, как «Центры активности и доска выбора» (подготовка детей к умению делать свой выбор и планировать собственную деятельность в течение дня), с технологией «Мастерские» (индивидуальный выбор детьми мастерских, всего их 5 и они располагаются в разных помещениях).
Все технологии, по которым работает детский сад, имеют деятельностный характер. Ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Татьяна Гаврилова