Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проанализировано состояние законности в сфере исполнения законодательства об охране лесов.
Охрана лесов от пожаров направлена на сохранение леса как экологической системы, мест обитания многих видов растений и животных, так и природного ресурса, находящегося в государственной собственности. Правила пожарной безопасности в лесах регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно указанным Правилам в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
– разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
– бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
– употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
– оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
– заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
– выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе:
– нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
– выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
– нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
– нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах» установлено, что при использовании лесов не допускается:
– загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса;
– невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;
– уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;
– уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса;
– уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных.
Статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе:
– нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
– загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса -лечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
– действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 261 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность:
– уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
– совершение указанных деяний с причинением крупного ущерба (более 50 тысяч рублей) наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
– уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет или без такового.
– совершение указанных деяний с причинением крупного ущерба (более 50 тысяч рублей) наказывается штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового.
За истекший период 2018 года Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в рассматриваемой сфере выявлено 74 нарушения. В целях их устранения внесено 6 предоставлений об устранении нарушений закона, принесено 14 протестов, в суды общей юрисдикции направлено 3 исковых заявления, возбуждено 8 дел об административных правонарушениях.
Основными нарушениями, выявленными в ходе прокурорских проверок, явилось нарушение требования Правил пожарной и санитарное безопасности в лесах.
Так, прокуратурой в деятельности ПАО «МРСК Северо-Запада» установлено, что Предприятием при проведении работ по расширению просек на территории государственного лесного фонда нарушены требований Правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, а именно не обеспечена очистка места рубки от порубочных остатков, древесина, оставленная на месте рубки не отделена противопожарной минерализованной полосой, порубочные остатки по местам вырубки располагается у стены леса. Также выявлено частичное повреждение, завалы порубочными остатками, древесиной минерализованной полосы.
Кроме того, прокуратурой проведена проверка в отношении предприятия эксплуатирующего полигон ТБО – ООО «УК Майский», расположенного на территории Майского сельского поселения Вологодского муниципального района. В ходе проверки установлено, что полигон ТБО эксплуатировался с нарушением установленных требований, вследствие чего прилегающая к полигону ТБО территория лесного фонда была захламлена коммунальными отходами. По результатам рассмотрения Вологодским районным судом постановления прокурора Обществу назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток.
Выявлены нарушения и в деятельности Департамента лесного комплекса Вологодской области и территориальных отделов – государственных лесничеств, на которые законом возложены функции по рассмотрению обращений граждан и организаций.
Основными нарушениями являлось оставление поступивших в орган обращений без рассмотрения, а также не обеспечение объективного и всестороннего рассмотрения отдельных обращений.
Также прокуратурой в деятельности Бабаевского территориального отдела – государственного лесничества выявлялись нарушения при осуществлении полномочий по охране лесов от пожаров.
В частности, вопреки требованиям Лесного кодекса РФ должностными лицами территориального отдела полномочия по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений Правил пожарной и санитарной безопасности в лесах не реализуются. За истекший период 2018 года лица, виновные в возникновении лесных пожаров не установлены, к административной ответственности привлечено лишь два лица.
Во всех случаях выявления нарушений Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой приняты меры прокурорского реагирования.
Кроме того, по требованию Череповецкого природоохранного прокурора на территории Вологодской области проведут мероприятия по лесоустройству земель государственного лесного фонда.
Череповецкая межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения Департаментом лесного комплекса Вологодской области лесного законодательства.
Установлено, что Департаментом не реализуются требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Вологодского, Кирилловского и Шекснинского лесничеств Вологодской области.
Материалы лесоустройства являются основополагающим документом для разработки санитарно-защитных, противопожарных и иных мероприятий, направленных на охрану леса от неблагоприятного антропогенного воздействия.
С целью устранения нарушений закона Череповецкая природоохранная прокуратура внесла представление в адрес начальника Департамента лесного комплекса Вологодской области. В связи с неустранением нарушений закона природоохранная прокуратура направила административное исковое заявление в суд об обязании регионального органа государственной власти обеспечить проведение лесоустройства в границах указанных лесничеств.
Решениями судов требования природоохранной прокуратуры удовлетворены в полном объеме.
Устранение выявленных нарушений находится на контроле Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры.
Череповецкий межрайонный
природоохранный прокурор
старший советник юстиции Д.В. Викторов