Вопросы защиты несовершеннолетних от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать искаженную картину мира и неправильные жизненные установки регулируются Федеральным законом Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В соответствии со статьёй 5 данного закона запрещена для распространения среди детей информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера;
8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
Следует отметить, что усилия только государства по ограничению доступа к ресурсам, содержащим противоправный контент, не смогут полностью оградить детей от вредной информации. Здесь очень важна роль семьи и школы, в связи с чем родителям необходимо:
-не пускать на самотек нахождение ребенка в сети Интернет, беседовать с детьми о том, что нового для себя они узнают с помощью интернета, рассказывать, как вовремя предупредить угрозы;
-сформировать список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ребенок, и посоветовать их использовать;
-объяснить ребенку, что в сети Интернет как в жизни встречаются и хорошие, и плохие информация и люди, и в каких случаях ему нужно сообщить близким людям о негативе или насилии;
-объяснить ребенку об опасности размещения своих личных данных (адрес, телефон, место учебы) в социальных сетях и других открытых источниках;
-научить ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из сети Интернет;
-объяснить о нежелательности переходить по ссылкам в сети Интернет, поскольку велика вероятность перехода на «черный» сайт;
-пользоваться программами семейной безопасности, которые позволяют полностью перекрыть доступ в интернет или установить веб – фильтры, а также проверить, на какие сайты заходит ребенок, какие программы использует, сколько времени проводит в сети;
-быть внимательным к переменам в поведении ребенка;
-придумать полезную альтернативу интернету (увлекательное занятие, активный отдых, посещение спортивных секций и кружков, прогулка с друзьями или родителями).