Во исполнение Указов Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 07.08.2014 № 778 (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которым по 31 декабря 2022 года вводится запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Перечень запрещенной к ввозу продукции является приложением в названному постановлению Правительства РФ. Наибольший объем запрещенной к ввозу пищевой продукции составляет мясная, молочная, плодоовощная продукция, продукция из водных биологических ресурсов.
Продукция, не имеющая сведений о ее происхождении и полного пакета документов, обеспечивающих ее прослеживаемость, качество и безопасность, подлежит изъятию из оборота и последующему уничтожению.
За ввоз подобных товаров на территорию Российской Федерации статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность. В частности, на граждан за совершение такого правонарушения может быть наложен административный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Следует отметить, что ранее Минфином России предлагалось дополнить Уголовный кодекс РФ статьей 226.2, вводящей ответственность за нарушение запрета, установленного в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле, на оборот в РФ отдельных категорий товаров. За данное деяние предлагалось установить наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового. К отягчающим обстоятельствам предлагалось отнести совершение данного деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения, насилие к лицу, осуществляющему таможенный или иные виды контроля, а также его совершение организованной группой.
Данная инициатива не нашла поддержки, поэтому в настоящее время уголовной ответственности за оборот санкционной продукции в Российской Федерации не установлено.